Тарковский Андрей Арсеньевич

(04.04.1932-29.12.1986).

Родился в селе Завражье Ивановской области.
В 1951-1952 учился на арабском отделении ближневосточного факультета Московского института востоковедения.
В 1952-1953 работал в ВНИИ цветных металлов и золота. Работал геологом.
В 1960 окончил режиссерский факультет ВГИКа (мастерская М.Ромма).
В годы учебы снял ряд к/м фильмов ("Убийцы" и др.).
Работал на к/ст "Мосфильм".
Автор и соавтор сценариев "Антарктида - далекая страна", "Один шанс из тысячи", "Гофманиана", "Берегись! Змей!". Снялся в фильмах "Мне 20 лет", "Сергей Лазо".
Народный артист РСФСР (1980).
Лауреат Ленинской премии (посмертно).

Четырнадцать лет назад (1986) в Париже умер Андрей Тарковский, кинорежиссер, ставший классиком и легендой еще при жизни. В СССР ему снимать не очень давали, и после съемок в 1982 году во Франции фильма "Ностальгия" домой он уже не смог вернуться. На могиле Тарковского на кладбище под Парижем надпись: "Человеку, который увидел Ангела". Создатель "Соляриса", "Андрея Рублева", "Сталкера", "Ностальгии" и других выдающихся фильмов много раз говорил, что Бог помогает ему в творчестве. Но в советское время даже высшие силы не смогли уберечь режиссера от травли, организованной чиновниками Госкино.

В это сложно поверить, но фильмы Тарковского, которым восхищались Бергман и Феллини, при его жизни даже не выдвигались на соискание ни одной из многочисленных кинопремий, учрежденных правительством. Его 50-летний юбилей не отмечался нигде, даже на Мосфильме. Просьбы Тарковского о работе Госкино игнорировало, что привело к отъезду режиссера в Италию, где он работал по контракту над фильмом "Ностальгия". Не имея возможности снимать часть фильма в России, он был вынужден воссоздавать свою родину на фоне итальянского пейзажа. Знавшие Тарковского считают, что разлука с родиной и сыном Андреем стала причиной его смертельного заболевания. Сыну режиссера разрешили выехать уже к больному отцу только после требовательного письма президента Франции Франсуа Миттерана лично Михаилу Горбачеву. Еще работая над "Ностальгией", Тарковский говорил, что герой фильма будет тосковать по родине, сидя в мрачной комнате, похожей на больничную палату. Великий русский режиссер умер в 1986 в клинике неподалеку от Парижа.


В Вашу кинотеку:

[о возможности заказа - следуйте ссылке с названия картины]

1962 Иваново детство

`В `Ивановом детстве` я пытался анализировать... состояние человека, на которого воздействует война. Если человек разрушается, то происходит нарушение логического развития, особенно когда касается психики ребенка... Он (герой фильма) сразу представился мне как характер разрушенный, сдвинутый войной со своей нормальной оси. Бесконечно много, более того - все, что свойственно возрасту Ивана, безвозвратно ушло из его жизни. А за счет всего потерянного - приобретенное, как злой дар войны, сконцентрировалось в нем и напряглось`. А. Тарковский.

1966 Андрей Рублев ("Страсти по Андрею", выпуск 1971)

Черно - белый фильм Андрея Тарковского, снятый на цветной пленке. Съемки закончены в 1966 году. Авторская версия.

- Приз ФИПРЕССИ МКФ в Канне-69 (фильм демонстрировался вне конкурса);
- Премия французской критики "Приз Леона Муссинака" - лучшему иностранному фильму, демонстрировавшемуся на экранах Франции-69;
- "Хрустальная звезда" - премия Французской киноакадемии актрисе И.Рауш (Тарковской);
- Почетный диплом МКФ в Белграде-73;
- Большая премия МКФ фильмов об искусстве и биографических фильмов о художниках в Азоло-73;
- По итогам опроса киноведов мира в 1978 году включен в число ста лучших фильмов

1972 Солярис

`Солярис должен был стать моделью встречи человечества на его дороге к звездам с явлением неизвестным и непонятным` (Станислав Лем). `Я хотел доказать своей картиной, что проблема нравственной стойкости, нравственной чистоты пронизывает все наше существование, проявляясь даже в таких областях, которые на первый взгляд не связаны с моралью, например, таких как проникновение в космос, изучение объективного мира и т.д.` (Андрей Тарковский). - Спец. приз жюри и приз Международного Евангелического центра на МКФ в Канне-72;
- Премия ФИПРЕССИ на МКФ в Карловых Варах-72

1974 Зеркало

`В свое время, - объяснял Андрей Тарковский, - был написан литературный сценарий `Белый, белый день` Мишариным и мною. Я еще не знал, о чем будет картина, не знал, как сценарно это будет оформлено и какую роль займет там образ, даже не образ, линия - это точнее - линия матери. Но я знал только одно, что мне все время снился один и тот же сон про место, где я родился. Снился дом. И как будто я туда вхожу или, вернее, не вхожу, а все время кручусь вокруг него. Эти сны всегда были страшно реальны`... Фильм представляет собой своеобразное поэтическое произведение, рассказывающее о сложных истоках духовного мира современного человека, о формировании его нравственных принципов, о том, что память, ее суд - лежат в основе человеческой личности.

1979 Сталкер

Андрей Тарковский сказал о фильме `Сталкер` так: `Я готовился к фильму всю жизнь, снимал его два года`. В этой ленте, снятой по мотивам повести братьев Стругацких `Пикник на обочине`, действие происходит в некой запретной Зоне, где, по слухам, существует комната, где исполняются самые заветные желания. К этой комнате отправляются модный Писатель и авторитетный Профессор - каждый по своим причинам, о которых предпочитает не говорить. А ведет их туда Сталкер - проводник по Зоне - то ли юродивый, то ли апостол новой веры...

- Спец премия экуменического жюри МКФ в Канне-82;
- Приз ФИПРЕССИ на МКФ научно-фантастических фильмов в Триесте-81;
- Приз критиков на МКФ научно-фантастических фильмов в Мадриде-81

1983 Ностальгия

Русский писатель Андрей Горчаков приезжает в Италию в поисках биографических следов крепостного музыканта Павла Сосновского, некогда посетившего эти места. Прототип Сосновского - Максим Созонтович Березовский (1745 - 1777, член Болонской филармонической академии, создатель нового типа русского хорового концерта, крепостной графа Шереметьева; вернувшись в Россию, он не смог выкупиться, спился и закончил жизнь самоубийством). Поиск примет жизни героя исследования писателя - это и есть то, что связывает Горчакова с переводчицей Евгенией, беспомощно пытающейся посредством томика стихов Арсения Тарковского понять внутренний мир и причину тоски своего русского друга.

- Спец. премия за творчество (А.Тарковскому и А.Брессону),
- премия ФИПРЕССИ,
- приз жюри католического центра на МКФ в Канне-83

Hosted by uCoz